Компьютерные игры — зло?

Компьютерная зависимость

Пандемия и карантин заставили многих людей изменить свои привычки. В течение многих месяцев им приходилось находить себе занятия только в стенах своих домов. Из-за этого количество людей, зависимых от компьютерных игр, увеличилось в несколько раз.

С началом учебного года эта проблема стала очевидной для родителей многих детей. Они массово обращаются за помощью к психологам и психиатрам. Детям трудно приспособиться к учебному процессу, им трудно сосредоточиться, их руки совершают непроизвольные движения. Теперь им нужно время, чтобы адаптироваться к реальности после нескольких месяцев виртуальной жизни.

Проблема в цифрах

Исследовательский центр Министерства здравоохранения провел опрос среди детей старшего возраста в мае 2020 года. Он показывает, что почти 70% опрошенных оставались исключительно дома в течение всего периода самоизоляции. В то же время время, проведенное детьми на гаджетах и компьютерах, увеличилось на 46,7%. Интересно, что у 42,2% была выявлена депрессия, 26% страдали от головных болей, а 55,8% жаловались на нарушения сна. Школьники испытывают депрессию и перепады настроения.

Институт образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы провел собственное исследование. Согласно ей, 1/3 детей испытывали апатию или тревогу перед началом учебы в школе.

Карантин закончился, но проблема не исчезла. За последние полгода сообщения об игровой зависимости среди детей и взрослых заметно участились.

Психотерапевты утверждают, что игровая зависимость наиболее сильно проявляется у взрослых. У подростков и студентов он встречается реже, но более выражен. Все больше случаев отсева из-за безразличного отношения к учебе и игровой зависимости.

В Санкт-Петербурге 5 лет назад старшеклассник зарезал свою мать за то, что она запрещала ему играть в компьютерные игры. Психотерапевты считают причиной таких инцидентов сценарии жестоких видеоигр. Из-за этого дети переносят ненависть и раздражение из виртуального мира в реальный. Они входят в измененное состояние ярости и, если их потревожить, могут отреагировать неадекватным образом. Молодые люди принципиально нестабильны, поэтому у них может развиться психоз в результате игровой зависимости.

Игры — как наркотик

Первое клиническое исследование интернет-зависимости было проведено 20 лет назад Кимберли Янг. С тех пор число пользователей Всемирной паутины выросло с 70 миллионов до 3,6 миллиарда в 2017 году, согласно данным Cisco Inc. Это почти 50% всех людей, живущих на планете. В связи с этим увеличилось и число наркоманов.

В 2013 году Американская психиатрическая ассоциация признала интернет-зависимость состоянием, которое следует изучить и внести в список психических расстройств. Распространенность этой проблемы варьируется от страны к стране из-за уровня цифровизации, темпа жизни, привычек и культуры народов. В Италии процент подростков, зависимых от компьютерных игр, составляет 0,8, а в Китае — 8,8, единственной стране, где проблемы с компьютерными играми официально признаны психическим расстройством. Китайская национальная классификация болезней включает зависимость от компьютерных игр.

В России нет статистики по зависимым от видеоигр людям. Считается, что их количество среди школьников составляет несколько процентов. В то же время количество людей, злоупотребляющих Интернетом, в несколько раз выше. Эта проблема затрагивает не только детей, но и взрослых.

Сербский центр психиатрии и наркологии обнаружил, что видеоигры могут снижать качество сна. Центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского организовал исследование зависимости от видеоигр. В исследовании приняли участие 220 детей в возрасте 9-17 лет, которые проходили психиатрическое лечение от интернет-зависимости в период с 2013 по 2016 год. Его результаты еще не опубликованы.

Реальный «страх выхода» из виртуальной реальности

Психиатры и наркологи называют игровую зависимость одной из самых распространенных форм зависимости. Подростки становятся зависимыми от него из-за проблем с общением, социальными сетями и учебой. Они заменяют реальность виртуальным миром, который они делают идеальным. Потом трудно вернуться к жизни и заставить ее работать.

С каждым днем зависимый проводит все больше времени перед компьютером и гаджетами. У них снижается успеваемость, возникают проблемы со сверстниками, родителями и учителями. Страдает и их эмоциональное состояние. На самом деле, им трудно испытывать положительные чувства, такие как радость и удовольствие. Они страдают от скуки, пока не попадают в виртуальный мир. Их не интересует реальность. Между тем, без игр дети начинают имитировать движения рук, например, при работе на клавиатуре или по телефону.

Большинство направлений на лечение зависимости поступает в сентябре, в период подготовки к школе. Но после дистанционного обучения и каникул становится все труднее сосредоточиться на уроках. Трудности адаптации приводят к депрессивным расстройствам и астении.

Дети с зависимостью могут испытывать симптомы абстиненции, «синдром отмены», схожий с синдромом отмены наркотиков и алкоголя. Она может длиться 1-2 недели или сохраняться в течение нескольких месяцев. Симптомы варьируются в зависимости от продолжительности и тяжести зависимости. Некоторые люди испытывают лишь легкую раздражительность и трудности с концентрацией внимания. Некоторые маниакально ищут в доме гаджеты или компьютерные батарейки. У других — истерики, разбитая посуда, тяжелая депрессия, попытки самоубийства и членовредительства. Как именно выражаются симптомы абстиненции, определить невозможно, это зависит от способностей и психического состояния конкретного ребенка. Самолечение наркомана не рекомендуется, но следует проконсультироваться с психиатрами.

Эксперты расходятся во мнениях о том, как лечить игровую зависимость. Некоторые настаивают на помещении ребенка в стационар, чтобы обеспечить полный контроль над его действиями. Это позволит избежать случаев агрессии, попыток самоубийства и других проявлений «синдрома отмены». Другие утверждают, что достаточно сделать ребёнку внушение и подождать, пока он сам справится.

Классическое лечение интернет-зависимости схоже с лечением других зависимостей. Лечение проводится в больнице и включает прием психотропных препаратов, а также сеансы психотерапии. Этот процесс занимает несколько месяцев и более. Важно не только излечиться от зависимости, но и научить пациента общаться с людьми, наладить семейные отношения и социальные контакты.

ВОЗ не запрещает

Карантин стал серьезным стрессом для всех людей. Однако труднее всего приходится подросткам, поскольку в силу возрастных особенностей им необходимо строить социальные отношения со сверстниками. Для них важно отделиться от родителей, сравнить себя с другими, быть в группе. Во время пандемии они были лишены всего этого.

Некоторые эксперты считают, что рост числа психических заболеваний среди школьников больше связан с карантинными мерами, чем с азартными играми. Они объясняют дрожащие руки тем, что дети в период самоизоляции привыкли к виртуальному общению.

Видеоигры в контексте карантина стали спасением для человечества. Крупнейшие стриминговые и игровые компании (Twitch, Riot Games и Blizzard) запустили программу #PlayApartTogether при поддержке Всемирной организации здравоохранения. Она включала в себя онлайновые игровые мероприятия и продажу компьютерных игр. ВОЗ поддержала инициативу, поскольку это способ общения со сверстниками и формирования социальных групп даже в условиях самоизоляции.

Игры также являются источником положительных эмоций, в которых люди нуждаются во время пандемии. Игры снижают уровень стресса и позволяют людям смотреть в будущее более оптимистично. В исследовании групп детей и взрослых, играющих в компьютерные игры, участники сообщили об улучшении настроения и эмоционального фона. Те, кто играет по 2-3 часа в день, чувствуют себя более комфортно, чем те, кто не играет вообще.

Европейское исследование подростков, увлекающихся компьютерными играми, показало, что эти дети реже задумывались о смерти, чем те, кто вообще не проводил время за играми. Связь между избыточным весом или снижением успеваемости и видеоиграми не доказана. Однако было установлено, что они снижают качество сна.

Одновременно с поддержкой игромании во время пандемии Всемирная организация здравоохранения выступает за признание игровой зависимости болезнью. Но до сих пор научное сообщество резко критиковало это утверждение.

Что такое хорошо, что такое плохо

Эксперты разделяют зависимость от азартных игр. Потеря контроля над игрой, отсутствие других занятий и интересов, возникновение неблагоприятных последствий для здоровья от игры утверждают о наличии зависимости. Если ребенок проводит много времени за играми, но при этом социально активен и имеет другие увлечения, родители не должны беспокоиться.

Когда взрослые видят, что подросток не справляется и становится зависимым, им стоит сначала самим, без ребенка, обратиться к специалисту. Он посоветует, как наиболее мягко познакомить подростка с консультацией, не потеряв его доверия.

Чтобы поставить диагноз, врач должен быть уверен, что продолжительность симптомов составляет не менее одного года и что их наличие приносит человеку настоящие страдания. При этом человек не в состоянии самостоятельно справиться с проблемой. В других случаях зависимость не заносится в медицинскую карту пациента, поскольку игровая зависимость может быть просто частью кризиса личности. Однако вам рекомендуется обратиться к специалисту. Если зависимость от азартных игр исчезает через определенный период времени, помощь не требуется. В противном случае может быть назначено лечение.

В мире насчитывается 2,5 миллиарда геймеров, и менее 1% из них имеют диагностируемую зависимость. Игровые проблемы выявляются у 8% зависимых в США в возрасте 8-18 лет, в то время как в Австралии — только у 5%. В Германии 1,2% всех 9-летних детей в стране имеют проблемы с азартными играми. В Нидерландах этот показатель составляет 5% среди 13-20-летних. Неизвестно, как изменились эти показатели во время пандемии.

Практикующие психотерапевты говорят об участившихся случаях игровой зависимости, о которых сообщает игровое сообщество. Обычно, однако, при размышлении оказывается, что вряд ли у кого-то есть основания для таких утверждений. Просто родители теперь видят, сколько времени их дети проводят за компьютером, и обеспокоены. Но признаков зависимости у этих подростков нет. Следует бить тревогу, если ребенок говорит, что хочет прекратить игру, но не может сделать это самостоятельно. Это еще не симптом зависимости, а скорее пограничное состояние. Такой ребенок находится в группе риска и нуждается в профессиональной консультации.

Игрокам закон не писан

В настоящее время не существует достаточной правовой базы для решения проблемы игровой зависимости. Это больше всего беспокоит жителей США. В период с 2002 по 2010 год в 13 американских штатах были предложены законы о запрете продажи видеоигр с насилием, и они не должны продаваться детям. Аргумент заключался в том, что игровой процесс порождает нежелательное поведение у несовершеннолетних. Однако суд отклонил все предложенные законопроекты.

В 2011 году в США Верховный суд постановил, что психологическое воздействие жестоких игр преувеличено. Она считает видеоигры свободой слова. Судья Антонин Скалиа заявил, что существующие исследования не доказали связь между играми с насилием и агрессивным поведением детей. Результаты исследований показывают лишь связь между жестокими развлечениями и незначительными действиями в реальной жизни.

В качестве доказательства безопасности видеоигр можно привести тот факт, что за последние 20 лет преступность среди несовершеннолетних снизилась на 80%. Напротив, потребление игр с насилием резко возросло. Некоторые эксперты предполагают, что, возможно, эти явления связаны между собой. Дети большую часть времени не находятся на улице, поэтому они менее склонны к совершению преступлений.

Категорично говорить о вреде компьютерных игр неоправданно, равно как и заявлять о безоговорочной пользе. Если заниматься ими умеренно (2-3 часа в день), то вреда не будет. Однако если хобби начинает превращаться в зависимость, отнимает все больше времени и перекрывает другие интересы, занятия и социальные контакты, стоит обратиться за помощью к специалисту. 

У нас на сайте вы можете в режиме онлайн:

  • Запросите телефонный звонок. Сотрудник реабилитационного центра «Возрождение» свяжется с вами и ответит на все ваши вопросы.
  • Позвонить по телефонам +7 (922) 194 02 82 и 8 (343) 777 00 32 и получите консультацию по интересующим вас вопросам.
  • Оставить заявку онлайн или связаться с нами любым удобным для вас способом. Наши специалисты оперативно свяжутся с вами и ответят на все ваши вопросы, а также подскажут алгоритм действий в вашей ситуации.

      Другие материалы

        Получите бесплатную консультацию
        Заполните форму заявки и в течении 5 минут Вам перезвонят
        Отправляя данную форму, Вы принимаете условия Пользовательского соглашения
        error: